День профессионального общения «В поисках новых идей: как помочь библиотеке стать привлекательнее»

С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор МАУК «Татарская ЦБС» Ольга Васильевна Биковец. Она отметила важность и значимость мероприятий по библиотечной работе с детской аудиторией, а также дала разъяснения по актуальным вопросам деятельности библиотек.
Общую оценку работы библиотек за летний период дала ведущий методист Наталья Алексеевна Кучма. Основные показатели имеют тенденцию в положительную сторону по сравнению с летним периодом предыдущего периода. За летний период в библиотеки МАУК «Татарская ЦБС» записалось 956 читателей – детей, посещения составили – 16859, книговыдача – 32192. Было проведено 398 мероприятия, которые посетило 7145 детей. Во всех библиотеках Татарской ЦБС работали зоны, соответствующие возрасту читателей, роду предлагаемой деятельности: для творчества, общения подростков со сверстниками, кинопросмотров с последующим обсуждением, игры настольные. Организованы дополнительные места для чтения вне стен библиотеки: библиотечный двор, детская площадка. Ряд мероприятий проводились на уличных площадках. «Организация летнего чтения — важная составляющая нашей работы, направленная на воспитание юного читателя, развитие интереса к книге и создание условий для интеллектуального роста каждого ребёнка», — отметила Наталья Алексеевна.
Поделись открытием своим! или Нескучное лето в библиотеке: лучшие практики по организации программ летнего чтения, представили:
Сизикова Оксана Валерьевна, библиотекарь городской библиотеки №3 рассказала о реализации программы «Лето вместе с Мейзи Хитчинс: читаем, играем, расследуем!». Символом летних чтений была выбрана очаровательная и неутомимая девочка-детектив Мейзи Хитчинс! Она стала проводником в мир захватывающих приключений, головоломок и тайн. Сопровождала юных читателей на всех мероприятиях, мастер-классах и помогала раскрывать секреты книжного мира. На лето библиотека превратилась в настоящей штаб юных сыщиков!
Собственную программу летних чтений «Волшебные приключения с Гарри Поттером, путешествие в Хогвартс – школу чародейства и волшебства» представила Ирина Николаевна Милосердова, библиотекарь Казаткульской сельской библиотек. Дети в этой библиотеке путешествовали по страницам книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Погрузились в волшебный мир Хогвартса, где их ждали магия и приключения. В рамках программы было проведено 22 мероприятия, которые посетило 580 человек. 7 уроков были посвящены Школе чародейства и волшебства. А самые смелые 5 ребят приняли участие в роли героев романа «Гарри Поттер». Это было не забываемое лето для ребят!
Ольга Валентиновна Сергиенко, библиотекарь Новопервомайской с/б поделились своим опытом в проведении летних встреч в библиотеках с использование игровых технологий в продвижении книги и чтения: Рассказала о том, какие мероприятия пользуются наибольшей популярностью среди детей. Продемонстрировала мероприятие Библио-кафе «Книжный десерт» организованное для ребят из летнего лагеря.
Опытом по организации разнообразных мероприятий и, особенно, мастер-классов поделилась заведующая детской центральной библиотекой Форш Екатерина Юрьевна. О популярной в настоящее время форме обучения и развития детского творчества в библиотеке. Например: мастер-класс по изготовлению аппликации в виде кота «Мур-мастер», #Мастерская_Принца_и_Лиса серия мастер-классов к календарным праздникам в видео формате, мастер-класс «Ромашка на счастье» и др.
Опытом по привлечению детей к чтению, поделилась Елена Викторовна Лактюшина. В Увальской сельской библиотеке в течении лета был организован цикл занятий «Громкие чтения», в рамках окружной акции «Читательская пятиминутка» ядром которых являлось выразительное чтение сказок и стихов и общение с юными читателями по поводу прочитанного.
Ирина Владимировна Черкасова, библиотекарь Новопокровской сельской библиотеки, представила опыт работы по ведению читательского дневника летом детьми. Ирина Владимировна отметила, что если мы хотим, чтобы дети интересовались чтением, то необходимо создать моду на чтение, моду на знания. Ведь речь идёт о самостоятельном чтении. Удобная и уважительная форма фиксации результатов чтения — это дневник читателя, это возможность выразить себя, признание права на медленное, особое, индивидуальное чтение. Важно узнать об успехах каждого и в то же время не свести этот процесс к уравниванию — важно сохранить достоинство читателя и поддержать его. Значит, в списке в качестве навигации могут быть предложены рекомендации о том, что и для чего читать — предложены практики чтения.
В своих выступлениях библиотекари рассказывали о своих лучших мероприятиях и особенностях организации работы с детьми. Продемонстрировав многообразие подходов к привлечению ребят к литературе. Все участники с интересом послушали выступления коллег, посмотрели презентации и фотографии на которых запечатлены интересные моменты проведенных мероприятий.
В завершении первой части встречи были подведены итоги 2-х профессиональных конкурсов среди библиотекарей:
В конкурсе на лучшее мероприятие для детей и юношества, посвященное библиотечному и книжному делу «Читающему поколению» в рамках районной программы Летнего чтения-2025 «Лето с книгой: больше, лучше, интереснее…» победили:
1 место – О.В. Сергиенко, библиотекарь Новопервомайской с/б;
2 место – О.В. Шаболдина, ведущий библиотекарь детской центральной библиотеки;
3 место –Е.Е. Игумнова, библиотекарь Козловской с/б.
Победителями профессионального конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры в формате цифровых сервисов» в рамках Школы компьютерной грамотности «Цифровые инструменты библиотекаря» стали:
В номинации «Виртуальна выставка»:
1 место – В.С. Лаврова, библиотекарь отдела обслуживания центральной библиотеки
2 место – М.Н. Аксенова, библиотекарь отдела обслуживания центральной библиотеки
3 место – Е.В. Лактюшина, библиотекарь Увальской с/б
В номинации «Онлайн-викторина»:
1 место – Е.Е. Игумнова, библиотекарь Козловской с/б
2 место – О.В. Сизикова, библиотекарь городской библиотеки №3
3 место – И.Н. Милосердова, библиотекарь Казаткульской с/б
В номинации «Интеллектуальная игра»:
1 место – О.В. Сергиенко, библиотекарь Новопервомайской с/б
2 место – В.Г. Самохвалова, библиотекарь Новомихайловской с/б
3 место – Н.В. Громак, библиотекарь Николаевской с/б
Подводя итоги летних чтений можно с уверенностью сказать, что все без исключения постарались сделать все для того, чтобы каждое библиотечное мероприятие стало событием, чтобы детям было интересно, чтобы они находили ответы на все интересующие их вопросы, получали знания, приобщались к чтению лучшей литературы, развивали свои творческие интересы, каждый посетитель библиотеки получил заряд бодрости и надежды. Благодаря этому залы библиотек в летние месяцы не пустовали, а детям было действительно интересно и не скучно.
Во второй части занятия специалисты библиотек получили методические рекомендации по планированию деятельности библиотек на 2026 год и составлению годовых отчётов о проделанной работе за уходящий 2025 год. Наталья Николаевна Лукьянец, заведующая методико-библиографического отдела обратила внимание на важность творческого подхода к планированию работы библиотек и особенности составления годовых отчётов. Раскрытие приоритетных направлений деятельности в уходящем году, описание новых форм обслуживания пользователей и на художественную составляющую изложения отчёта. Также было рассказано о написании годового информационно-аналитического отчёта о работе с молодёжью.
Кучма Наталья Алексеевна, ведущий методист МБО представила презентацию по теме «Планирование работы библиотек с детьми на 2026 год», дала рекомендации, в которых отражены наиболее важные памятные даты и актуальные темы, которые, необходимо отразить в плане, обратила внимание на то, что план работы библиотеки – документ, который нужно составить грамотно потому, как в нем отражается вся деятельность библиотеки и нужно постараться содержательно и лаконично все отразить.
Третья часть занятия была посвящена теме «Процесс автоматизации книговыдачи». Елена Александровна Архипова, заведующая отделом комплектования и обработки документов, рассказала библиотечным специалистам об особенностях организации автоматизированной книговыдачи на основе штрихкодирования и о ведении базы данных читателей в системе OPAC-Global. В ходе обучения участники смогли задать вопросы по технологии работы и проконсультироваться у специалиста.
В завершении участники поблагодарили организаторов, отметили практическую направленность мероприятия, возможность сравнить свой опыт с опытом коллег, пополнить методическую копилку интересными формами работы. А многое из услышанного библиотекари планируют использовать в своей работе уже в ближайшее время!
Кучма Н.А., ведущий методист МБО
МАУК «Татарская ЦБС»